Одиночный поход .Три мертвые деревни.

Этот поход был мною давно спланирован , задолго до его осуществления. Теперь оставалось дождаться отпуска и реализовать свои планы. И вот этот день настал.  Отпуск был подписан, я ехал на электричке . В ней мне предстояло проехать 60 км , затем около 70 км на сельском пазике . Так называемая заброска прошла успешно. Единственное пазик был переполнен , я еле втиснулся со своим большим рюкзаком. Рюкзак в этот раз получился тяжелый – 20 с лишним килограмм . Обычно , я стараюсь убираться в 12 кг. Но тут, я планировал поход на 3-4 ночи , поэтому взял побольше провизии и снаряжения. Чем все обернулось в итоге ,  узнаете дальше.

Выйдя из пазика , меня ждали многочисленные километры по лесу. Сколько точно, на тот момент , я еще не знал . Покинув село N , я шагал по красивой лесной дороге.лесная дорога   Этот поход отличался от предыдущих наличием навигатора. Не пожалев денег , я взял Гармин Дакота 10. Почти самый простой из семейства. Но зато теперь я знал свою скорость, пройденное расстояние, оставшееся расстояние до цели , а самое главное – место нахождение искомых деревух! Отдельно О навике поговорим в другой раз. Навигатор показывал . что до первой деревни около 7 км , но реальное расстояние было не известно . Так как навик прокладывал путь напрямик , через лес , болота и тд. Мне не хотелось ломиться через бурелом. Пока было возможно, я передвигался по дорогам , постепенно сближаясь с намеченной точкой.Пройдя 4 км по песчаной дороге , я свернул на менее накатанную дорогу . Навигатор показывал 3км  с лишним до цели. Рюкзак потихоньку начинал давать о себе знать.2 поворот с лесной дороги   Пройдя немного , я свернул с этой дорожки. Прошел немного по заросшему полю , увидел развилку . Курс был взят в направлении левого ответления . Дальше оно вело меня по лесной дороге. Видимо недавно здесь прошел ураган, было много поваленных деревьев.уроган   Выйдя из леса ,  передо мной открылись просторы. Обширные поля.поля , просторы    Пойдя дальше, вдоль поля , я прошел перелесок, и снова оказался на огромном поле. Дороги показанные на навигаторе отсутствовали , точнее вместе с полем заросли бурьяном. До первой деревни оставалось около 300 метров. Пройдя считанные метры , я уперся в лес. Прибор показывал что деревня  чуть левее от меня. Сначала , я подумал , что он обманывает меня. Но сразу же увидел какую то большую, квадратную яму и старый столб электропередач без проводов. Это был 100% знак. Знак , что деревня у меня под носом . Я подошел к яме. Передо мною был котлован , примерно 10 на 10 метров, глубиной метра 2, 5 . Виднелись остатки старых стен. Стены были выполнены не из кирпича, а раствора в перемешку с галышами. Имелось несколько обвалившихся перегородок . Видно было гнилые массивные бревна. Я заметил остатки входа , спустился с пригорка к нему.развалины 6 7 8 9   Меня начали мучать догадки того, что это могло быть. Вначале , я подумал , что это землянка. Но вспомнив, что войны тут и в помине не было , пришел к выводу, что это погреб, амбар, либо какое то хранилище. Походив , посмотрев, я пошел дальше. Увидел еще пару старых столбов. Пройдя немного , я уперся в какую то трясину, заросшую высокой травой. Это должно быть, был пруд отмеченный в топо атласе. Он давно пересох.

Преодолев трясину , я выбрался на небольшую поляну. Увидев большой тополь , я точно знал что, я нахожусь в деревухе. Тополя являются верным знаком былой деревне , мода на них была в 60-70 года. Дерево указывало на бывшую улицу, так как обычно их сажали перед домами у дороги. Взяв курс на тополь, смотря по сторонам , я увидел какую то развалюху. Решено было дойти до нее. Развалюха представляла собой старую баню. Сохранившую сруб, но уже с проваленной , сгнившей крышей.Остатки бани   Рядом с баней были остатки фундамента, виднелись уложенные большие булыжники, вдоль них уже выросли разные деревья. На земле я глазами нашел керамический чайник без носика и старую косу , с каким то клеймением . Поглядел , пошел дальше по улице. Целых построек , я больше не нашел. По всюду были одни развалюхи. Во многих бывших домах сохранились только нижние венцы сруба, и горки из размытых печных кирпичей.развалины 12 13 14  Осмотрев развалины , не найдя не чего интересного , выдвинулся в сторону второй деревни. В  голове начали пробегать мысли о ночлеге . Время было часа 3 дня , а до второй деревни шлепать было еще прилично. Выйдя из заросшей деревни , снова пошли огромные поля. Все перерытые кабанами .кобаны    Пройдя 2 км по полям, навигатор показывал , что до второй деревни осталось 5 км . Но это на прямик. А в какое расстояние выльются,  эти 5 км было не известно. А время продолжало бежать с немыслимой скоростью. Я не знал , что представляет из себя дорога отмеченная в навигаторе и топо картах. После полей и лесов вылез я на лесную дорогу с заболоченными лужами . Следы техники были, но какой то серьезной. Возможно , следы принадлежали трактору. Думаю, что уазик бы там зачах, и остался в одной из этих огромных луж. Попадались лужи часто, почти через каждые 100 метров. Протяженность их была большая.огромные лужи   Пройдя почти 16 км , до деревни мне оставалось чуть больше 2. Я настраивался на ночлег в этой дерене . Надеялся, что речушка отмеченная на картах не пересохла как пруд в первой деревне. Веря в то , что я смогу вскипятить воды , умыться , отдохнуть , я не догадывался , что меня ждет. Наконец то лес кончился и я вышел на поле. До деревухи оставалось меньше 500 м.поворот к деревне   Посмотрев расположение деревни на навигаторе, я устремился в сторону леса. И не ошибся. Проглядывалась старая , заросшая дорога. Первой увиденной постройкой был разваленный амбар. Пройдя дальше, я увидел силуэт дома. Подходя к нему пред мною появился старый журавль и яма от колодца.

Дом представлял собой двух семейный сруб, уже с провалившейся крышей. Я наконец то скинул свой баул и отправился на поиски воды.старый дом    Конечно результат был неудачный. Речушка пересохла, осталась только болотина. На болотине  я нашел еще развалины бани. Было отчетливо видно, что она горела. Вообще многие из забытых деревень губил пожал. Стирая их из истории. Заставляя людей отправляться на поиски новой жизни.18 баня 2   Этого, я и боялся больше всего – не найти воду. По этому , мною было принято стратегическое решение идти до третей деревни. До нее было примерно 4-5 км. Всего на тот момент я прошел 19 км , время было 16:30 . Темнело в 19:30. Времени оставалось мало, тормозить было не когда. Я схватил свой рюкзак. Кое как закинув его на себя ускорился к последней деревни. В той деревушке точно должна быть речка метров 5-8 шириной , судя по спутнику. Сил уже не оставалось, но ночевать без воды было не вариант.

Выйдя из заросшей деревни , я попал на поле. Прикинул направление 3 деревни , начал движение в нужную сторону. Мой общий путь перевалил за 20 ку километров , время в пути более 5 часов. Когда до деревни остался всего один  километр , поднялся сильный ветер, сбежались тучи, началась гроза.буря , гроза   Пройдя злощасный километр , я увидел первый дом. Он был целый .Пробегали мысли в нем заночевать. Но , я нашел в себе силы двигаться дальше до реки.первый дом третей деревни 21 внутри дома   Пройдя прямо, метров сто. Я увидел еще несколько целых домов. Близко к ним , я подходить не стал, так как трава была сырая , а лишний раз мне мочиться не хотелось. Ах да , забыл сказать, когда начался дождь , я испытал новый способ защиты от дождя. Я оперативно развернул обычную, армейскую плащ-палатку и накинул сверху на себя и рюкзак. Это напоминало , как бабульки накидываю платок. Рюкзак и я были защищены до колена.

Вернемся к деревне. Передо мною появились почти целые заброшки. На них было, куда интереснее смотреть , чем на кучи гнилушек из первых двух деревень.деревянные дома 22 23 24   Дождь так и продолжался . Выйдя из деревни, пройдя последний километр я вышел к долгожданной реке.таежная река 26   Дождь так и не превращался. Я как можно быстрее растянул плащ-палатку и сложил под нее вещи. Сам одел дождевик.плащ палатка   Пока возился, дождь закончился. Отойдя от лагеря , метров на 30 открывался вид на плато реки. Было,  очень радостно видеть вечернее солнце.вечернее солнце в тайге   Больше любоваться природой времени не было. Нужно было запасаться дровами. Лагерь , я разбил у поваленной сосны. О том, как и где лучше разбивать лагерь , я напишу позже в одной из статей. Для напила дров . я использовал ценную, туристическую пилу. Она служила мне верой и правдой, более 7 лет. Кто сомневается в способностях такой пилы, сильно ошибается. Расчистив место от моха для нодьи , я приступил к напилу дров. Для начала напилил три болвалки , длиной примерно 1.5 метра. Основа для надьи была готова. Время 19:00.дрова, нодья   Пытаясь разжечь костер, я столкнулся с трудностями. Лес был сырой, дрова совсем не хотели гореть . Приходилось искать мелкие, сухие палки и мало , по малу разжигать. По бокам надьи я разложил напиленные бревна, чтобы они хоть чучуть подсохли. Время 19:45 , настала полнейшая тьма. Пополз зловещий туман.ночь в лесу   Только было , я обрадывался , снял посушить штаны , развесил под палатку стельки , как снова пошел дождь. Бревна лежащие у костра , тоже спрятал под палатку.ночной дождь, сушка вещей 32   Повезло , что дождь не разошелся и не смог потушить костер. Разложив спальник , поев плов из банки, испив чай , я лег спать. В 12 часов ночи , меня разбудили непонятные крики . Похожие на чей то брачный зов. Предполагаю , что это мог быть лось . Посидев , послушав крики , я снова увалился спать .

Проснувшись часов в 5 , немного полежав , я встал. Подкинув в костер мелких палок , я погрел чайку , попил его с козинаками . Вчерашний марш бросок давал о себе знать , после ночлега усталость не прошла. Решено было сегодня возвращаться домой. Собравшись , я выдвинулся в сторону последней деревни . Идя по ней утром , в отсутствии дождя , я получше сфотографировал дома.заброшенные дома 34 35 36   Ладно, хоть по возвращению повезло с погодой. На обратном пути на дороге по которой , я шел , появилось много медвежьих следов. Следы разных размеров. Были отчетливые отпечатки больших лап , с рядом идущими маленькими . 100% Медведицы с медвежатами, но их я не сфоткал.след медведя 38 след 39 след   Мне повезло , что я увидел только следы , а не встретил их хозяев. Дальше было долгое возвращение до села N , томительное ожидание автобуса , электричка и долгожданный дом.

Запланированный поход на 3-4 дня , обернулся для меня двух дневным марш броском. Поиски воды и ночлега заставили меня пройти весь маршрут в первый день. В итоге расстояние туда и обратно получилось 47 км с 20 кг рюкзаком.

Посмотреть видео о этом походе можно посмотреть на моем канале ютюб:

5 комментариев

• Отличный отчёт! Молодец. Да, вот и получился экстрим на ровном месте. 3-я деревня очень интересная. Но весьма грустно смотреть на брошенные дома…

• Подальше в глушь:

Она действительно интересная. Планирую вернуться туда весной , прозвонить мд подполье и чердаки. Помимо домов видел штуки три амбара , но какие то большие для тех мест. Амбары около 25 метров длиной, видимо люди много скотины держали . В них тоже думаю есть смысл полы прозвонить .
      Прибор был и в этом походе , но сил на поиски не оставалось 🙂

• Понятно, это же был разведывательный поход. Времени было маловато, да и при таких переходах сил конечно же не остаётся. «Разведка боем» удаётся при наличии большего времени. Весной, до высокой травы, можно будет основательно там расположиться и прозвонить уже приглянувшиеся перспективные места, не тратя времени на поиски и первичную подготовку.