Одиночный сплав. Три дня на керженце.

В сентябре 2015 года , изрядно находившись по лесам Нижегородской области. Совершив приличное количество походов по заброшенным деревням , забытым местам , мне захотелось , чего то новенького. Недолго думая , я решил, что нужно устроить одиночный сплав. До этого сплавлялся два раза со своей девушкой Катей. Первый был в 2013 году 3 ночи, 4 дня. Второй в июле этого года, но из-за погоды превратился в двухдневный . Но о них возможно напишу позже.

Все эти сплавы проходили по любимой мною, да и наверное многими Нижегородцами реке Керженец. Вот и я не стал изобретать велосипед, решил снова отправится на него. Маршрут прикинул еще дома. Решил забрасываться до села Огибное. Место окончания сплава , предположительно село Богоявление. В нем остановка в 100 метрах от реки. Заброска не сложная :

1) Электричка Н.Новгород – Семенов 125 рублей , я выезжал на 6:55 , время в пути примерно 1час 10 мин.

2) Автобус Семенов – Ильино Заборское, до села Огибное 91 рубль , время в пути примерно 1 час.

В электричке с местом проблем нет, а вот на автобусе лучше ехать в будни , поменьше сельских жителей. За багаж , не в автобусе , не в электричке с меня не взяли. Хотя баулы были приличные. Был рюкзак на 70 литров забитый под завязку , + прикрепленный спальные мешок. Весла в чехле , + забитые в чехол удочки, малявочница, подсак и прочие штуки. Последним была цыганская сумка из магазина Лента , забитая провизией.

Мой совет, в пазике лучше занимать место в конце между 3 последними сидениями. От туда проще всего выскочить. Ехать в сельском автобусе, как всегда весело. В этот раз юмарили два пьяных деда . Один толстый, все приставал к женщинам. Второй худенкий , маленький дедок сидевший на ступеньках в заднем выходе. Консперативно побухивающий из спрятанной во внутреннем кармане чикушки , пока этого не видел его большой друг.

Вот и время выходить. Еле пробравшись сквозь народ , я десантировался на нужной мне остановке. Что хорошо, в Огибном от остановки до реки идти метров 200-300. Поэтому я не стал брать тележку, а засунул лодку в рюкзак. Добравшись до моста , спустившись под него я стал потихоньку раскладываться. Под мостом хорошая площадка и хороший подход к воде.

Собрался и накачал лодку я быстро. На все про все ушло минут 30, не больше. И вот, я сижу в лодке . Надо мною относительно новый бетонный мост , и сразу за ним старый, рухнувший деревянный.1          2 новый мост   На новом мосте весел не совсем старый венок. Предполагаю, что кто то не удачно нырнул. Начинаю сплав. Погода радует, тепло светит солнце , ветра нет. Даже в пределах деревни Керженец прекрасен. Ширина метров 25 , глубину пока не мерил.3 в пределах деревни   Я расчехлил спиннинг , прикрепил медную , крупную вертушку. Но она оказалась слишком тяжелой. Поменял ее на небольшой воблер. Поклевок пока не было. Покинув пределы деревни, река начала слегка петлять, начали попадаться отмели. На которых очень хорошо были видны стаи крупной сороги. А вот и первое препятствие . Хорошо , что о нем уже кто то позаботился.4 первое препятствие   Пока сплавлялся решил побаловаться и испытать свою камеру под водой. Результат хороший , не протекла , исправна по сей день.5 подводный мир   Проплыв ниже по течению, я услышал сильное журчание. Звук для меня уже знакомый. Где то по близости есть родник. Я стал его выискивать. Подплыв в плотную к левому берегу , я его нашел . Но набрать воды из него не получилось, из-за торчавших острых коряг под водой.6 родник   Я решил сплавится ниже , найти выход на берег. Пока искал, снова услышал журчание. Это был второй рукав того родника, либо отдельный ручеек. Проблем подхода к нему не было. Вместе впадения ручья в реку намыло приличную песчаную насыпь.7 песчаный родник8 песчаный родник  Полюбовавшись ручейком, я достал свою складную канистру и набрал в нее воды. Воду из подобных родников , я пью сырой. По мне так она лучше , чем дымленая вода кипеченая вода с костра. Хотя в этом году я попробывал кидать в кипящую воду пакетик зеленого чая. В принципе запах дыма уходит. Вполне сносно пить.9 канистра   Спускаясь ниже по течению правый берег набрал высоту.10 высокий правый берег11    Керженец заметно сузился . Берега его стали сильно поросшие травищей. В данный момент преоблодал в основном лиственный лес. По воде плаволо большое количество листьев, в основном дубовых.12 керженец съузился   Сплавляясь ниже , я заметил , что метрах в 50 ниже бурлит вода. Подплыв ниже , я увидел остатки деревянных опор. Это несомненно был , ранее существовавший старинный мост.  Я выбрался на берег осмотреться. На против моста проглядывалась , уже заросшая крупными деревьями дорога. Чуть ниже моста с дорогой был поросший земляной горб. Я уверен на 70% , что раньше здесь была мельница. Обычно в таких местах они и располагались. После моста шел глубокий омут . Все признаки мельницы были на лицо.13 остатки моста14 опоры  Поглазев на все, я продолжил свой путь. Аккуратно проплыл по препятствию.15 прорыв   По пути , я так и пытал удачу на спиннинг, но безрезультатно. Потихоньку подходил вечер. Наконец то я наткнулся на интересную заводь. Длиной она была метров 70-90, шириной метров 40 , глубиной 2-3 метра. Пока проводил разведку в кувшинках , очень здорово плюхнуло два раза. Один раз не особо сильно, а вот второй всплеск был мощный. Интерес к заводи усилился. Для начала, я высадился на берег , для разведки ночлега. Вроде бы нашел нормальное место , сухое, много вальняка. Но в итоге заночевал в другом.16 заводь   Хотя уже подкрадывалась ночь, я решил наловить живца и все же зарядить кружки. На кружки , я ранее не ловил, это был первый опыт. Мне удалось поймать штук 7 плотвичек , и я приступил к установке кружков.17 заводь18 кружок   Зарядив все пять кружков , я отправился искать место ночлега. Место выбрал на правом берегу , не далеко от заводи. Оперативно выкинув и перетащив вещи к месту костра, ускорился за дровами.  В качестве пилы я использовал 40 см ножовку из Ашана за 260 рублей. Которая в Костораме стоит почти 400 рупий. Как всегда Ашан выручает. Дров вокруг было много, в основном старые сухие дубы. С дубовым лесом , я столкнулся впервые. Раньше не знал , что дуб так тяжело пилится.  Пусть тяжело, зато горит долго и уверено. Половина напиленных двухметровых болвашек осталась с утра. В этот разкостер , я жег не по способу надьи , а напилил много полметровых катышей и жег их. Такой вид костра теплее и ярче надьи.19 ночлег  Пока возился с ночлегом , услышал чьи то шаги. Пошагает маленько и затихнет. Сначала думал шуршат сухие дубовые листья. Но шаги становились все ближе. О том , кто ко мне подобрался узнаете в конце статьи…

Помимо частых шорохов , где то неподалеку , то ближе, то дальше лаяли собаки. Я ночевал примерно в 1, 5 км от деревни Токарево. Обычно я встаю на ночлег но противоположных,  населенным пунктам берегах. Об этом подробнее напишу позже в статье  безопасность в одиночном походе.

К середине ночи лай собак прекратился , я лег в спальник и накрылся плащ – палаткой. Проспал часов до 6 утра. Остаток ночи прошел тихо. Итогом первого дня было:

1) Пройденное расстояние -10, 7 км

2) Время в пути – 4 часа 36 минут

3) Средняя скорость движения на надувной лодке 1, 4 км в час. Когда быстрее, когда медленнее.

Данная скорость обусловлена тем, что спешить мне было не куда. Я находился в отпуске , запас времени у меня был приличный. Да и какой  смысл в отдыхе, когда все быстрей , быстрей? На этом закончился первый день моего одиночного сплава.

ДЕНЬ 2.

Проснувшись , утро встретило меня отличной погодой. Светило солнце и был штиль. Вскипитив чай на остатках костра , я стал собираться. Спустил лодку на воду, загрузил снаряжение , отправился проверять кружки. Четыре кружка из пяти были не тронуты , лишь сильно изменили свое место расположение.

Подплывая к последнему кружку , который стоял в конце заводи, я заметил , что он перевернут. Меня посетили мысли , о сидящей на крючке щуке. Подплыв , аккуратно приготовив подсак , я поймал кружок и стал осторожно выбирать леску. Снасть была пуста . Ни щуки ни живца не оказалось.22 сработанный кружок   Я побыл в заводи еще пару часов. Было еще несколько переворотов кружков , но безрезультатно. Лишь сбивало живца. Толи щука брала осторожно, толи окунь шалил, осталось загадкой. Собрав кружки , я отправился дальше.

По дороге мне попалась стая плотвы , размером с полторы ладони, что очень сильно меня разодорило. Принято было перевооружаться на поплавочную удочку. С этой целью , я выгрузился на берег в первом удобном месте. Этим местом стал левый , возвышенный берег. Приготовил удочку, за одно решил перекусить.  Поднявшись на верх , я увидел чистый сосновый лес. Ни травы , ни кустов там не было. Только сосны, иголки и песок.23 берег24 стоянка   Немного  в стороне стоял стол. На нем я , и перекусил. Отправляюсь дальше.

Ниже , я заметил интересное местечко для рыбалки. Это было затопленное дерево. Часть его была больше похожа на кочку , поросшую травой, вторая просто торчала из воды. Я встал на якорь , стал делать пробные забросы. Глубина под топляком была 2-2.5 метра.25 место лова  Уже через несколько проводок стали происходить поклевки. Я понял , что не ошибся с местом.26 рыба27 рыба  Вот итог. Попалось мне семь плотвичек, две из них, побольше ладошки.28 результат рыбалки  На этом второй день сплава подошел к концу. Пора искать место для ночлега. Место оказалось найти не так просто , как в первый день . Ниже по течению была деревня Пустынь , и по берегам на небольшом расстоянии друг от друга шли рыбацкие домики. Останавливаться в них , я не рискнул. Не известно , как на это бы отреагировали их хозяева, если бы застали меня там.

Домики кончились, зато пошел не удобный для вылазки берег. Весьма крутой и поросший. После долгих скитаний , мне все же удалось выбраться на берег.29 высадка второй день    Место было хорошо тем , что было много поваленных осин. Бобры , как всегда приготовили мне дров. Разбив лагерь , я стал запасать дрова. Напилив дров я устроился на ночлег.30 ночлег второгодня   Эта ночь прошла не так спокойно , как первая. В потемках, метрах в 30 от меня , кто с приличной скоростью бежал в сторону лагеря, снося кусты и сухие ветки  по пути. Я вскочил, забыв про все петарды заранее приготовленные , и лежащие у головы. Вскочил и заорал : сейчас , как стрельну, ну а дальше матом. Этот кто то видимо испугавшись баса ломанулся обратно , так же снося все на своем пути.

Успокоившись , я снова лег. Только прикарнул , как в глаза мне ударил яркий свет , и послышалась человеческая болтовня. Я долго не мог понять в чем дело. Я встал , включил свой налобный фонарь и начал светить на встречу. Показав тем самым , что я готов ко встрече.  Но встречи так и не произошло. Ярким светом оказался прожектор браконьеров, которые в ту ночь решили , поохотится с острогой. Они так и прошли вверх по течению , не подплывая ко мне, заколов при этом пару рыбин.

Через пару часов они проплыли обратно , вниз по течению. После этого , мне стало поспокойнее , я заснул. За два дня было пройдено 19, 5 км.

ДЕНЬ 3

Встал я пораньше, в 5 утра. Полтора часа собирался . Выплыл в 6:30 . Решено было сплавляться до села Богоявление.31 УТРО ТРЕТЬЕГО ДНЯ   Ближе к Богоявлению Керженец был широкий, но очень мелкий , местами 15-20 см. На байдарке, думаю возникли бы трудности. На надувной лодке , я их не заметил.32 мель   Чтобы успеть на автобус , я заметно ускорился. И вот знакомый мост села Богоявления. Все теперь домой33 конец  Общее расстояние по воде получилось порядка 30 км. Маршрут не сложный. Подойдет как для одиночки, так и для семейного сплава.

А вот тот зверь который шагал как слон в первую ночь ))). Огромная жаба , или как у страха глаза велики.20 жаба21 жаба 2     На этом все. Читайте мои не менее интересные статьи. На моем канале доступны видео об этом походе.

1 день:

2 и 3 день :

3 комментария

• Михаил:

Отличный поход! Молодец !

• Спасибо за отличный «текстовый» репортаж, и за отличное видео! Очень познавательно и интересно!

• Павел:

Подобно Вам Николай во время одиночных ночевок в разных местах на Керженце неоднократно приходилось наблюдать среди ночи появление ночных браконьеров на лодке с автомобильной фарой. Особого беспокойства при этом не испытывал, понимая, что вряд ли они будут отвлекаться от своего серьезного занятия на хулиганство — не за этим они плывут. Другое дело ночевка вблизи населенного пункта. Однажды путешествуя на байдарке по Керженцу с маленькими детьми, из-за грозы вынуждены были остановиться вблизи деревни Мериново на неудобном месте — рядом вдоль реки проходила тропа. Ночью проснулись от света фар, это буквально рядом с палатками носились взад-вперед на мотоциклах деревенские ребята. Вели себя неадекватно, видимо были пьяны. За детей было по-настоящему страшно. С тех пор никакие обстоятельства не заставят меня встать на ночевку рядом с деревней.